Возмещение вреда лицам политических репрессий

10.

Возмещение вреда лицам политических репрессий


В отношении лиц, указанных в п. » в», реабилитация отнесена к компетенции органов внутренних дел, а в отношении других лиц (пп. «а», «б», «г») — к ведению прокуратуры. Реабилитация производится на основе изучения уголовных дел и иных материалов. Справки о реабилитации выдаются реабилитированным, а в случаях их смерти — близким родственникам соответственно органами МВД и прокуратурой. Упрощенный, несудебный порядок реабилитации был введен потому, что надо было как можно скорее восстановить справедливость в отношении многих невиновно репрессированных граждан, причем незаконность расправы над ними без труда усматривалась из материалов уголовных дел, т.

Ежемесячная пожизненная денежная компенсация лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным


00 коп. ; Детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения одного или обоих родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам — 1955 руб. 00 коп. Индексация размеров единовременной компенсационной выплаты осуществляется с 1 января каждого года путем умножения на коэффициент, размер которого не ниже индекса роста потребительских цен, применяемого при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

Кажаева ФИО15 обратилась в Нальчикский городской суд КБР с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по КБР о взыскании компенсации в размере «данные изъяты» рублей в счет возмещения морального вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти. В обоснование иска указывала, что решением государства — СССР, правопреемником которого является Российская Федерация, ее отец — Тлапшоков ФИО16 1900 года рождения, был репрессирован 15.07.1936 года. Постановлением особой Тройки НКВД КБАССР был заключен в ИТЛ на 10 лет по статье 58-10 УК РСФСР.

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от N П-188


уполномоченным им органом.
Вместе с тем, рассмотрев поступившие материалы и проанализировав нормативные правовые акты, регулирующие порядок реабилитации жертв политических репрессий, Конституционный Суд обращает внимание на следующие обстоятельства.
Согласно статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, которое выступает гарантом их осуществления. В части второй статьи 7 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК) среди задач уголовного процесса предусмотрены задачи защиты человека и гражданина от незаконного ограничения их прав и свобод, а в случае обвинения или осуждения невиновного — незамедлительной и полной его реабилитации, возмещения ему физического, имущественного и морального вреда, восстановления нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав.

Руслан Закалюжный


Толкование приведенной нормы права дано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. № 10 (в редакции от 06.02.2007 г.)
«Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»
: «Учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случая, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда».

Определением Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 79-О установлено, что дети, помещенные в места заключения, ссылки, высылки, спецпоселения, должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам. е) признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления.».
«в) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований; «
Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии, партизан, армий стран антигитлеровской коалиции и мирного населения, за исключением тех, кто впоследствии принимал участие в боевых действиях против немецко-фашистских войск в составе Красной Армии, партизанских отрядов или в движении Сопротивления.». «д) побег из мест лишения свободы, ссылки и спецпоселения, мест привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы лиц, которые находились в указанных местах в связи с необоснованными политическими репрессиями,»;

Положения «О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации» (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ № 926. По прошествии нескольких лет действия Закона о реабилитации выявились некоторые его противоречия и недостатки.
Рекомендуем прочесть:  Каркас поделки петуха

Архив Александра Н


Реабилитировать лиц, осужденных по политическим мотивам в период с 1960 года по 1988 год за преступления, ответственность за которые была отменена последующим законодательством. Всем лицам, реабилитированным в соответствии с настоящим законам, либо их родственникам или заинтересованным организациям по их просьбе выдается справка о реабилитации, которая является официальным документом, дающим основания для восстановления реабилитированных лиц во всех их нарушенных правах.

1) органы прокуратуры проверяют все дела и материалы с не отмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, реабилитированных на основании пунктов 1, 2 и 4 части первой и на основании части второй статьи 1 настоящего Закона, составляют заключения и выдают справки о реабилитации.

Речь идет о действиях любых органов всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной — Российской Федерации либо ее субъектов, а также об органах местного самоуправления, которые хотя и не относятся к государственным органам, но наделены законом определенными властными (публичными) функциями. К должностным лицам относятся граждане, постоянно или временно, в том числе по специальному полномочию, осуществляющие функции представителя власти (например, в области охраны общественного порядка)

Возмещение морального вреда при реабилитации жертв политических репрессий


Таким образом, исключение с 01.01.2005г. из преамбулы Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» положения о компенсации морального ущерба не может рассматриваться как имеющее целью ущемление конституционных прав репрессированных и допускающее отказ государства от государственной поддержки данной категории граждан, поскольку не исключает обязательств государства по защите интересов реабилитированных лиц.

Жертвы политических репрессий: статус, компенсации


дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно (статья 1 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»). Подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: осуждены за государственные и иные преступления; подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ ‑ ОГПУ, УНКВД ‑ НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, «особых совещаний», «двоек», «троек» и иных органов, осуществлявших судебные функции; подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», а также иным ограничениям прав и свобод; необоснованно помещены по решениям судов и несудебных органов в психиатрические учреждения на принудительное лечение; необоснованно привлечены к уголовной ответственности и дела на них прекращены по нереабилитирующим основаниям; признаны социально опасными по политическим мотивам и подвергнуты лишению свободы, ссылке, высылке по решениям судов и внесудебных органов без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления. Согласно статье 12 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально‑политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы и выплачиваются компенсации. Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, имеют право возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.